При прослушивании музыки человеческий мозг склонен слышать и воспроизводить ритмы, состоящие из простых целочисленных соотношений — например, серии из четырех ударов, разделенных равными интервалами времени (формируя соотношение 1:1:1).
Однако согласно данным крупномасштабного исследования, проведенного исследователями Массачусетского технологического института и Института эмпирической эстетики Макса Планка и проведенного в 15 странах, предпочтительные соотношения могут сильно различаться в разных обществах. В исследовании приняли участие 39 групп участников, многие из которых были выходцами из обществ, чья традиционная музыка содержит характерные образцы ритма, которых нет в западной музыке.
«Наше исследование предоставляет наиболее четкие доказательства некоторой степени универсальности в восприятии и познании музыки в том смысле, что каждая группа участников, прошедших тестирование, демонстрирует предвзятость в отношении целочисленных отношений. Оно также дает представление о различиях, которые могут возникать в разных культурах. , что может быть весьма существенным», — говорит Нори Джейкоби, ведущий автор исследования и бывший постдок Массачусетского технологического института, который сейчас является руководителем исследовательской группы в Институте эмпирической эстетики Макса Планка во Франкфурте, Германия.
Склонность мозга к простым целочисленным соотношениям, возможно, развилась как естественная система исправления ошибок, облегчающая поддержание единообразного музыкального материала, который человеческое общество часто использует для передачи информации.
«Когда люди создают музыку, они часто делают небольшие ошибки. Наши результаты согласуются с идеей о том, что наше ментальное представление в некоторой степени устойчиво к этим ошибкам, но оно устойчиво в том смысле, что подталкивает нас к нашим уже существовавшим представлениям о структурах, которые должны быть можно найти в музыке», — говорит Джош МакДермотт, доцент кафедры мозга и когнитивных наук Массачусетского технологического института и член Института исследований мозга Макговерна Массачусетского технологического института и Центра мозга, разума и машин.
Макдермотт — старший автор исследования, которое сегодня опубликовано в журнале Nature Human Behaviour. В исследовательскую группу также вошли ученые из более чем двух десятков учреждений по всему миру.
Глобальный подход
Новое исследование стало результатом меньшего анализа, который Джейкоби и Макдермотт опубликовали в 2017 году. В этой статье исследователи сравнили восприятие ритма в группах слушателей из Соединенных Штатов и цимане, коренного общества, расположенного в тропических лесах Амазонки в Боливии.
Чтобы измерить, как люди воспринимают ритм, исследователи разработали задачу, в которой они проигрывали случайно сгенерированную серию из четырех ударов, а затем просили слушателя прослушать то, что они услышали. Ритм, создаваемый слушателем, затем воспроизводится слушателю, и он снова отстукивает его. В течение нескольких итераций в прослушиваемых последовательностях стали доминировать внутренние предубеждения слушателя, также известные как априорные.
«Первоначальный шаблон стимула является случайным, но на каждой итерации шаблон подталкивается предубеждениями слушателя, так что он имеет тенденцию сходиться к определенной точке в пространстве возможных ритмов», — говорит Макдермотт. «Это может дать вам представление о том, что мы называем априорным, то есть набором внутренних неявных ожиданий в отношении ритмов, которые люди имеют в своей голове».
Когда исследователи впервые провели этот эксперимент с американскими студентами колледжей в качестве испытуемых , они обнаружили, что люди склонны создавать временные интервалы, связанные простыми целочисленными соотношениями. Более того, большинство созданных ими ритмов, например, с соотношением 1:1:2 и 2:3:3, обычно встречаются в западной музыке.
Затем исследователи отправились в Боливию и попросили членов общества Цимане выполнить ту же задачу. Они обнаружили, что Цимане также создавала ритмы с простыми целочисленными соотношениями, но их предпочтительные соотношения были другими и, по-видимому, соответствовали тем, которые были задокументированы в нескольких существующих записях музыки Цимане.
«В тот момент это предоставило некоторые доказательства того, что могут быть очень широко распространенные тенденции в пользу этих небольших целочисленных отношений и что может существовать некоторая степень межкультурных различий. Но поскольку мы только что рассмотрели эту другую культуру, это действительно было не так. «Непонятно, как это будет выглядеть в более широком масштабе», — говорит Джейкоби.
Чтобы попытаться получить более широкую картину, команда MIT начала искать сотрудников по всему миру, которые могли бы помочь им собрать данные о более разнообразных группах населения. В итоге они изучили слушателей из 39 групп, представляющих 15 стран на пяти континентах — Северной Америке, Южной Америке, Европе, Африке и Азии.
«Это действительно первое исследование такого рода в том смысле, что мы провели один и тот же эксперимент во всех этих разных местах с людьми, находящимися в этих местах», — говорит Макдермотт. «Раньше этого никогда не делалось в таком масштабе, и это дало нам возможность увидеть степень вариаций, которая может существовать во всем мире».
Культурные сравнения
Как и в своем первоначальном исследовании 2017 года, исследователи обнаружили, что в каждой протестированной ими группе люди были склонны склоняться к простым целочисленным соотношениям ритма. Однако не каждая группа продемонстрировала одинаковые предубеждения. Люди из Северной Америки и Западной Европы, которые, вероятно, слушали одну и ту же музыку, с большей вероятностью генерировали ритмы с одинаковыми соотношениями.
Однако многие группы, например, в Турции, Мали, Болгарии и Ботсване, проявили предвзятость к другим ритмам.
«Есть определенные культуры, в музыке которых преобладают определенные ритмы, и в конечном итоге они проявляются в ментальном представлении ритма » , — говорит Джейкоби.
Исследователи полагают, что их результаты раскрывают механизм, который мозг использует для восприятия и производства музыки.
«Когда вы слышите, как кто-то что-то играет, и у него есть ошибки в исполнении, вы мысленно исправляете их, отображая их там, где, по вашему неявному мнению, они должны быть», — говорит Макдермотт. «Если бы у вас не было чего-то подобного, а вы просто верно представляли то, что слышали, эти ошибки могли бы распространяться и значительно затруднить поддержание музыкальной системы».
Среди групп, которые они изучали, исследователи постарались включить не только студентов колледжей, которых легко обучать в больших количествах, но и людей, живущих в традиционных обществах, до которых труднее добраться. Участники из этих более традиционных групп продемонстрировали существенные отличия от студентов колледжей, живущих в тех же странах, а также от людей, которые живут в этих странах, но прошли тест онлайн.
«Из статьи ясно видно, что если вы просто посмотрите на результаты студентов бакалавриата по всему миру, вы сильно недооцените разнообразие, которое вы видите в противном случае», — говорит Джейкоби. «И то же самое можно сказать и об экспериментах, в которых мы тестировали группы людей онлайн в Бразилии и Индии, потому что вы имеете дело с людьми, у которых есть доступ в Интернет и, предположительно, больше знакомы с западной музыкой».
Теперь исследователи надеются провести дополнительные исследования различных аспектов восприятия музыки, используя этот глобальный подход.
«Если вы просто тестируете студентов колледжей по всему миру или людей в Интернете, все выглядит гораздо более однородным. Я думаю, что для этой области очень важно осознать, что вам действительно нужно выходить в сообщества и проводить там эксперименты, а не проводить там эксперименты. получать легко висящие плоды проведения исследований с людьми в университете или в Интернете», — говорит Макдермотт.